Кто из нас в детстве хоть раз не мечтал об отмене домашних заданий? И вот в Европе об этом заговорили всерьез - британские и французские родители младшеклассников больше не хотят по вечерам видеть своих детей над учебниками. «КП» попросила родителей и педагогов оценить плюсы и минусы такого решения. Из школы - уставший, но несвободный Противники домашних заданий приводят целый ряд аргументов. Во-первых, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и другие полезные занятия. Этот довод получил поддержку и у наших блогеров. «После пяти-шести часов скособоченного сидения за партой несчастный малыш приходит домой и принимается за так называемое домашнее задание. Фактически ребенок вписан в систему пожизненного тюремного заключения», - пишет noemi_nord. «Приходишь из школы уставший, но ты не свободен. Ты должен сделать кучу бессмысленных примеров по алгебре и написать тупое сочинение по литературе», - вспоминает тяжелые школьные годы юзер andvari_loki.
Наши младшеклассники завидуют британским сверстникам - им-то домашку отменили. Фото: Андрей КАРА - Я поддерживаю идею британцев! Моя дочь во втором классе тратит на домашние задания полтора-два часа в день, и я не замечаю, чтобы это помогало ей в учебе, - призналась «КП» молодая мама Наталья Карпова. - А поскольку она еще ходит в кружок и в бассейн, времени пообщаться с ребенком вечером почти не остается. Мы могли бы использовать это время продуктивнее. Во-вторых, отмена домашки снимает часть различий в уровне подготовки. Ведь часто отличник - не тот, кто умнее, а тот, с кем родители часами сидят над домашними заданиями, разжевывая все правила. Отсутствие домашних заданий позволяет понять, кто из ребятишек действительно умный, а кто зубрила. И наконец, без домашки учителя станут ответственнее подходить к обучению - ведь если они не дадут необходимых знаний, ребенок не сможет восполнить пробелы дома. Они будут тщательнее следить за тем, чтобы дети не отвлекались и усваивали все правила. - Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома, - публично заявил председатель французской ассоциации родителей Жан-Жак Азан. - Вообще домашними заданиями учителя передают часть своей работы на бесплатный аутсорсинг родителям. - Конечно, мама с папой должны следить за успехами ребенка в учебе и отвечать на какие-то его вопросы, - соглашается Наталья Карпова. - Но обсуждение предметов может проходить и в другом формате, необязательно в виде домашнего задания. Я верю, что ребенок может всему научиться на уроке - если педагог хороший. «В советское время никто не жаловался» Главный аргумент в защиту домашних заданий - это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал. - Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, - объясняет методист Ольга Узорова.- Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Допустим, на тему у учителя выделено 15 часов. А без домашних заданий на эту же тему придется потратить 30 - 40 часов. И потом отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми. - Теоретически урока должно быть достаточно, чтобы усвоить тему, но на практике все оказывается сложнее, - соглашается директор Центра образования № 429 «Соколиная Гора» Сергей Дроздов. - Есть темы, которые в учебном плане проходят очень быстро, и без дополнительных упражнений их сложно усвоить. Другое дело, что домашние задания можно задавать не по всем предметам, а только по основным - математике, русскому, физике, химии и т. д. Или ограничивать объем - в нашей школе, например, не задают упражнений на выходные. Кроме того, у нас и задания различаются - есть базовый набор задач, а продвинутые ученики могут взять на дом и более сложные упражнения. А отстающим педагог может дать индивидуальные задания, которые помогут им наверстать упущенное. - В нашей системе образования домашка необходима, - считает Людмила Титова, мама второклассницы. - У меня, например, дочь скромная, она стесняется переспросить у учителя то, чего недопоняла. А дома, делая упражнения, она может посоветоваться со мной. И, кстати, узнать что-то новое. Когда дети обсуждают задания с родителями, они получают более разносторонний взгляд на предмет.
И наконец, так ли неоправданно велика нагрузка на детей? - Часто дети делают задание долго не потому, что оно сложное, а потому, что им сложно сосредоточиться, они начинают отвлекаться, - объясняет Ольга Узорова. - И именно поэтому домашнее задание полезно - оно учит школьников самоорганизации. В некоторых школах задание дают сразу на неделю, и ребенок должен сам правильно распределить свое время, чтобы не делать все в последний момент. - Я понимаю, почему британские родители подняли эту тему - в английских школах занятия продолжаются до 16 часов, - предположил директор школы № 57 Сергей Менделевич. - А у нас дети заканчивают учиться к 14. И без дополнительного закрепления знаний дома они предмет не освоят. Хотите отменить домашние задания - давайте увеличивать число уроков в школе. «Уроки в первом классе не задают, чтобы не перегружать детей. Не смешите мои тапочки! - возмущается в блоге молодая мама etonefilym. - Перегружать чем? Пятью строчками в прописях и шестью примерами по математике? В СССР, например, школьная программа была куда сложнее - и никто не жаловался. Наша учительница оказалась дальновиднее Министерства образования и сразу предупредила, что если в первом классе ничего не делать дома, то во втором это будет «обнять и плакать». И, честно говоря, судя по своему Саше, не вижу в его в глазах особого напряга во время выполнения домашней работы». ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Учиться, учиться и учиться, как завещал великий... Карлсон Самое смешное: пока взрослые бьются над судьбоносной проблемой, школьники в большинстве своем ее-то решили. Обратите внимание: наши дети - система самоорганизующаяся. Когда их заваливают домашними заданиями, они знают, какие можно не сделать с меньшими, так сказать, потерями для дневника. А если их и вовсе нагружают сверх меры - просто забивают на все и уроков вечером не делают вовсе. Исключение - 5 процентов перфекционистов (они же - школьники с «синдромом отличника»), которые сидят до полуночи, чтобы вызубрить каждую строчку каждого параграфа. Остальные не заморачиваются и находят время и для общения с друзьями, и - святое - для компьютерных игр. Так что я проблему поставил бы по-другому: как сделать так, чтобы домашние занятия было интересно делать, было полезно делать? Как сделать так, чтобы уроки истории дополняли уроки литературы, а физики - математику? У нас же до сих пор в учебниках по разным предметам одни и те же явления называются по-разному. У нас до сих пор зачастую дети не понимают смысл той Джомолунгмы заданий, которые валятся им на головы. Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.
ВОПРОС ДНЯ А нужны ли детям домашние задания? Ирина АБАНКИНА, директор Института развития и образования ГУУ ВШЭ: - Обязательно, вопрос, где они их будут делать. Я сторонник школы полного дня, где есть библиотека, информационные центры и спортивные классы. Современные образовательные технологии позволяют уйти от домашних заданий, но школа в этом случае должна быть современной. Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования № 548 «Царицыно», лучшей школы России-2006, член Общественной палаты: - У нас в школе от практики домашних заданий типа «выучите два параграфа» в этом году стали отходить. Этот небольшой пробник дал много информации о профготовности коллег, о родительских ожиданиях и о системе построения урока в целом. Ольга УЗОРОВА, выпускница МПГУ имени Ленина, автор многих учебников для младших классов: - Домашняя работа очень важна для младшеклассников. Дети имеют одну особенность памяти - если не закреплять полученные днем знания с помощью домашнего задания, они забывают большую часть полученной информации. Ольга ЧЕБУРАКОВА, координатор общественного движения «Волгоградские родители - за права детей»: - Домашнее задание - возможность ребенка проявить свою самостоятельность, закрепить все то, чему научили его за день в школе. Конечно же, оставить! Татьяна МЕДВЕДЕВА, мама пятерых детей, Калининград: - Отменить! У нас в семье четыре школьника. Они приходят домой в 4 часа, порой делают уроки до 11 вечера. Дети не высыпаются, утром с трудом встают, и так неделями! Татьяна БУЛАНОВА, певица, заслуженная артистка России: - Задания надо упростить и облегчить, но совсем отменять нельзя: надо же закреплять материал и приучать к работе дома. Мария СТЕШИНА, ученица 4-го класса, Сестрорецк: - Ура-а-а!!! Наш девиз - четыре слова: «чтоб сгорела наша школа». Шутка. А что, правда домашку хотят отменить? Не врете? Зоя, слушательница радио «КП»: - Думаю, что в 1-м и 2-м классах, может, и не очень нужны, а потом обязательно надо задавать домашние задания. Во-первых, это дисциплинирует, во-вторых, заставляет повторить пройденный материал в классе, в-третьих, ребенок будет хоть чем-то полезным занят, у него будет меньше свободного времени на компьютер и гулянки. Старшеклассник, читатель сайта KP.RU: - Отмените, пожалуйста, нам тоже домашнее задание! Это очень несправедливо! |