Что такое 83-й федеральный закон о коммерциализации бюджетных учреждений? Похоронка для бесплатных образования и медицины, выданная едросами или, наоборот, их спасение? На эти вопросы пытались ответить участники дискуссионного ринга, организованного порталом «Справедливо-онлайн» и газетой «Комсомольская правда».
Похоронка бесплатной школе
ФЗ-83 по праву заслужил звание антинародного, хотя даже еще не успел вступить в силу. Он грозит полным уничтожением бесплатному образованию и медицине. С июня 2012 года большинство бюджетных учреждений будут сами зарабатывать себе на жизнь, следуя поговорке «хочешь жить - умей вертеться». Учителям и врачам ничего не останется, как брать за свою работу деньги у рядовых жителей. Разработчики закона, чиновники и депутаты от партии власти, уверяют, что катастрофы не будет. Но даже «защитники закона», участвовавшие в ринге, фактически признали его недостатки.
Поборы в законе
- 83-й закон приведет к ужасному социальному расслоению. С одной стороны окажутся люди из сельской местности и рабочих окраин, которые не в состоянии платить за обучение своих детей, с другой - богатые люди, которые и так фактически платят за престижные школы, - считает педагог с 36-летним стажем из Новосибирска, кандидат в депутаты облсобрания от СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Владимир Алексеев, чье обращение прозвучало на ринге. - Большинство жителей страны станут людьми второго сорта. С такими нововведениями нужно бороться! У столичных учителей несколько иное мнение. - «Нечестные» школы лишатся возможности взимать различные поборы с родителей, т.к. по новым правилам образовательные учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно, - писал накануне ринга защитник закона директор Центра образования «Царицыно» г. Москвы Ефим Рачевский. Однако во время мероприятия Ефим Лазаревич стал чуть ли не главным критиком 83-го закона. Да, он нашел в нем положительные стороны. - Сейчас мы не можем пустить дополнительные доходы школы на ее ремонт. Нужно ждать проведения доходов через бюджет города. Средства на ремонт приходят в июле, а в августе я должен отчитаться об их освоении. С вступлением в силу 83-го закона такой проблемы не будет! - сказал директор.
Депутат Госдумы от Справедливой России Александр Бурков возразил, что это проблемы бюрократического толка, их можно решить и без непроработанного 83-го закона. Вреда от этого документа может быть куда больше.
Дело в стандартах
- Не разработаны стандарты бесплатных образовательных услуг, а закон уже принят. Чем он чреват, мы даже представить пока не можем. Единороссы, принявшие этот закон, поставили телегу впереди лошади, - заявил депутат.
Директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко, которая, разумеется, защищала закон, только и говорила о том, что катастрофических последствий не будет, а бесплатное образование в России сохранится. Впрочем, чиновница проговорилась.
- Госдума приняла этот закон, мы же его только исполняем... О том, как чиновники в регионах России исполняют законы, рассказал депутат Госдумы, справоросс Александр Терентьев: в Алтайском крае намерены закрыть 500 школ в глубинке. Общее количество школ в республике - около 2000... 83-й закон еще больше развяжет руки чиновникам в их стремлении сократить все и вся (заметим, не собственные зарплаты, а социальные выплаты). После этих слов критика в сторону государственной политики в области образования пошла уже со стороны Ефима Рачевского.
- Это огромная ошибка - передавать финансирование учреждений образования из федерации в регионы. Некоторые районы Москвы вплотную граничат с городами Московской области. На одной стороне улицы школа получает из бюджета столицы на одного ученика 57 тысяч рублей, а на другой стороне «областная» школа - 22 тысячи, в глубинке эти цифры и того меньше, - высказался директор.
Модератор дискуссии заведующий отделом образования газеты «Комсомольская правда» Александр Милкус пришел к выводу:
- Мы обсуждаем проблему более глубокую, чем 83-й закон, это - проблема финансирования бюджетной сферы. Хотя в ходе дискуссии были затронуты и недостатки конкретного закона: например, для того, чтобы выжить в условиях свободного рынка, школе будут нужны грамотные управленцы. Cейчас таких кадров нет, их подготовка не ведется.
Завоевывайте большинство!
В результате большинство членов жюри приняло сторону справороссов, выступавших за отмену 83-го закона.
- Что мешало провести долгосрочный эксперимент в большинстве регионов России? Но инновацию решили провести без эксперимента. У защитников закона только благие пожелания, а не конкретные доводы, - констатировал - научный руководитель Центра образования №1804 «Кожухово», ведущий научный сотрудник Института управления образованием Российской академии образования Андрей Курбатов. По мнению преподавателя РГГУ Марины Миловановой, закон вводит на территории России «двойную ренту»: мы платим налоги, которые идут в том числе и на образование, а теперь будем платить и за образование отдельно.
- Завоевывайте большинство в Госдуме и действуйте! - обратился к справороссам Ефим Рачевский. Его слова можно назвать кратким итогом всего ринга.