В связи с задачей совершенствования единого госэкзамена (ЕГЭ),
испытание по математике предлагается разделить на 2 части: базовую,
обязательную для всех, и профильную, для тех, кто выбрал математику в
качестве вступительного экзамена. В интервью РИА Новости предложение
прокомментировал заведующий кафедрой высшей математики Пермского филиала
Государственного университета – высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ)
Анатолий Иванов.
- Анатолий Прокопьевич, каково ваше мнение по поводу деления ЕГЭ
на базовую часть и профильную?
- Идея хорошая, но вопрос в том, как она будет реализовываться. Я
считаю, не нужно делать базовую часть такой примитивной, как это
предлагается для ЕГЭ-2010: «Магазин работает с 10 утра до 10 вечера.
Перерыв с 2 до 3. Сколько часов работает магазин?». При этом в части «С»
есть задания («С6»), равносильные олимпиадным, справиться с которыми по
силам лишь самим составителям – к примеру, решить уравнение 3m+4n=5k в
натуральных числах.
- К чему может привести такой контраст сложности?
- Двоечники получат «3», а хорошие ребята, усердно учившиеся все
годы, но не имеющие специфической «олимпиадной жилки», никогда не
заработают высших баллов. И начнется то самое пресловутое
«натаскивание». Разработчики ЕГЭ-2010, на мой взгляд, просто хотят
вернуться к прежней практике, когда решения «С6» продавались членами
приемных комиссий. Отмечу: в опубликованной Московским институтом
открытого образования базе заданий ЕГЭ части «С» нет.
- С чем, как Вам кажется, связано изменение ЕГЭ по математике?
- Могу лишь предположить: это последствия вступления Москвы в систему
ЕГЭ. Выяснилось, что московские школьники знают математику весьма
неважно: получившие «2» составили среди них 25%. В годы эксперимента
работало правило «плюс один балл», и они получали «три». Но стали искать
«виноватых». Плюс есть опасение: «стобалльники» из других городов
ринутся в Москву и займут места москвичей в вузах.
- Почему же, по-вашему, в Москве с математикой такие проблемы?
- Она очень поздно вступила в ЕГЭ, и не было необходимости приводить
знания ребят в систему. Многие наши учителя рассуждают: тема пройдена –
незачем к ней возвращаться. Это неправильно. Систематизация знаний
нужна. Вот лицей № 10 при ГУ-ВШЭ (в Перми) в прошлом году показал второй
результат по ЕГЭ в крае только благодаря систематизации знаний с
помощью тестов. При этом в Перми есть и хорошо известные в России
физико-математические школы (№146, №17), откуда дети поступают на мехмат
МГУ, в МФТИ.
Московские власти, не желая признавать не самый высокий уровень
преподавания в Москве математики, заявляют: все «стобалльники» из
провинции – «липовые». Некоторые специалисты сказали: экзамен плохо
составлен, во всем «виновата» часть «А» - тест, здесь можно все угадать.
Это неправда. Когда в ГУ-ВШЭ в 1999–2000 годах начинали внедрять
технологию, подобную ЕГЭ, вступительный экзамен состоял только из теста с
выбором ответов. Как показывало дальнейшее обучение поступивших таким
образом студентов, подобный тест хорошо отражает знания человека. В
Перми мы недавно проводили тестовую олимпиаду по математике для учителей
– не очень-то они угадывали. Просто нужно составлять качественные тесты
с грамотно подобранными вариантами ответов, расчитанными на типовые
ошибки.
- Каковы же «рецепты» грамотного составления тестов?
- В части «А» оптимальное количество альтернатив ответа равно 5. Тест
должен быть довольно длинным и выполняться за ограниченное время.
Главным фактором в измерении уровня знаний является не временной, а
фактор «знания/незнания». Уменьшение количества заданий и увеличение
времени на их выполнение кажется мне неправильным. Подобное отзовется
списыванием. За 4 часа при нынешних технологиях можно, например,
сфотографировать задание на мобильный телефон и передать эксперту,
который все решит, что и было в 2009 году – тексты задач части «С»
передавались с Камчатки в западные регионы России. Да обычный школьник и
не может напряженно думать более часа, максимум полтора – этого времени
на тест должно быть достаточно. У нас же теперь говорят: «Нет в
традиции русского математического образования никаких тестов!» Но мир
меняется, школьник меняется. Нужно исхитриться заставить его думать, и
хороший вариант – как раз качественный тест с выбором продуманного
ответа.
- Как, по-вашему, следует изменить часть «С»?
- Разбить ее большие задачи на несколько мелких. Это позволит
избежать ситуаций, когда эксперт не засчитывает ребенку решение, потому
что оно у него нестандартное, а эксперту не хочется разбираться. Надо же
понимать: проверяющие тоже разные.
Изменить следует и начисление баллов за выполненные задания. У нас в
лицее один ученик потерял только 1 первичный балл, и с него сняли целых
десять. Тогда как за выполнение простых заданий начисляют неоправданно
много.
РИА Новости. |